Еще в советские времена были популярны частушки, предлагающие Фиделю Кастро вернуть нашу нефть, забрать обратно свой сахар и далеко идти в определенном направлении. Собственно, политика СССР и стала одной из причин того, что Россия унаследовала серьезную проблему (хотя российские власти и создали новые). Советский союз осуществлял внешнеполитическую экспансию в дальнее зарубежье: в Афганистан, Кубу, Северную Корею, Сирию, Эфиопию, Монголию, Анголу, Алжир, Йемен, Ирак, Вьетнам и другие страны, «сделавшие социалистический выбор», как это тогда называлось в советской официальной лексике. Поощрялись и страны «движения неприсоединения», прежде всего Индия. Эти страны получали безвозмездную военную помощь, кредиты, выгодные бартерные условия зачетов долгов.
Целью всех этих операций было расширение политического влияния коммунистического режима СССР, а также сохранение контроля над оккупированной территорией ГДР и Восточной Европы. Масштабы дотаций последней, кстати, нельзя недооценивать. Разумеется, с исторической точки зрения справедливо будет сказать, что для этих стран помощь была существенно меньше, чем ущерб от существования абсурдной советской социалистической системы, навязанной им насильно. Но страдало и население СССР – на взгляд советских правителей, поддержка коммунистических режимов оккупированных стран Восточной Европы была более приоритетной задачей, чем снабжение собственного населения. Счастливчики, которых выпускали в командировки, поражались относительному благополучию в странах Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Однако это «изобилие» было оплачено советскими дотациями. Иллюстративный пример – кредиты, выданные Польше в период роста антиправительственных выступлений. Только за 1980-1981 годы Варшаве было предоставлено почти 3 млрд долларов (около 12 млрд долларов в пересчете на нынешние цены).
Расчеты по внешней торговле между СССР и странами Восточной Европы осуществлялись не в свободно конвертируемой валюте, а в так называемом «переводном рубле», курс которого высчитывался советскими чиновниками крайне загадочным образом. В результате Россия как правопреемник СССР еще и оказалась должна странам Восточной Европы. Подчеркнем, что речь идет не о признании Россией ответственности за полувековую оккупацию и выплате каких-то компенсаций (таких обязательств Россия никогда на себя не брала), а просто о результатах «хозяйствования» советских экономистов.
Проблемой являлось и то, что Россия предоставляла большинству государств (кроме Ирака и Ливии) кредиты в рублях, курс которого стал фантастически меняться в условиях высокой инфляции начала 1990-х годов. Поэтому возникла необходимость проведения переговоров об условиях урегулирования взаимных претензий. Состоялись такие переговоры в девяностые годы, хотя соглашение с Черногорией было заключено лишь в 2007 году. Перед Россией были зафиксированы следующие наиболее крупные долги, доставшиеся со времен СССР: Куба, Северная Корея, Монголия, Вьетнам, Индия, Сирия, Ирак, Афганистан. Но целый ряд правителей этих стран выплачивать долг не желали в принципе, платежи осуществлялись лишь Индией, Монголией и Вьетнамом. Пройдемся по этим историям.
Списание советских долгов
Соглашение об урегулировании кубинского долга перед Россией определило порядок погашения задолженности, которую оценили в 35 млрд долларов: 90% суммы списывалось, а оставшиеся 10% структурировались на 10 лет. При этом, хотя Куба и разорена коммунистическим режимом, стоит вспомнить, что там есть привлекательные экономические активы: никель, сахар, табак. Можно было бы говорить об участии российского бизнеса в их акционировании, но Путин не идет на такой шаг. Между тем, ранее бывший министр финансов Алексей Кудрин публично подтверждал, что Куба просто не хочет платить долги.
В 2007 году было списано 11 млрд долларов долга Афганистана. В данном случае альтернативы, видимо, и не было: очевидно, что изнывающему в борьбе с талибами Афганистану отдавать долги нечем. Однако это остается печальным напоминанием о советском вторжении, с которого и началась война в этой стране. Примерно то же можно сказать и об Эфиопии, которой в два приема, в 2001 и 2005 годах, был списан долгпримерно в 4.8 млрд долларов.
В 2014 году списали 90% из 11 млрд долга Северной Кореи. В данном случае о перспективах возврата долга говорить не приходится – по крайней мере до тех пор, пока режим династии Кимов находится у власти. Стоит отметить, что Россия регулярно обновляет режим санкций против КНДР в связи с ее ядерной и ракетной программами, которые угрожают не абстрактным «геополитическим» интересам, а вполне конкретным ближайшим российским городам Дальнего Востока. Зачем в этих условиях списывать долг? Видимо, чтобы насолить США. Другие объяснения найти сложно.
В 2000 году Россия списала Вьетнаму 9.5 млрд из 11 млрд советских долгов. Надо сказать, без СССР вьетнамские коммунисты не выстояли бы ни в гражданской войне, ни в последующей войне с Китаем. Вьетнам отблагодарил за это долей в СП «Вьетсовпетро», довольно успешном нефтедобывающем предприятии, которое, впрочем, работало и до списания долгов. В 2011 году «Зарубежнефть» отчиталась, что за 30 лет деятельности заработала в этой стране 8.6 млрд долларов, но проверить точность этой суммы невозможно. Добыча во Вьетнаме составляет более половины общей добычи «Зарубежнефти» (2.5 из 4.7 млн тонн). Впрочем, дивиденды государства не так уж и велики – за 2015 год всего 4.5 млрд рублей(около 70 млн долларов). Но в связи с тем, что во Вьетнаме идет поиск и новой нефти, теоретически прибыльность этой сделки еще можно обсуждать.
В феврале 2008 года Россия списала Ираку более 90% долга, 12 млрд долларов. В ответ (как и просил Путин) «Лукойл» сохранил 75%-ную долю в крупном нефтяном месторождении «Западная Курна» (20 млн тонн в год). Российская компания и ранее владела этим месторождением, но работы не велись из-за санкций против режима Саддама Хусейна. По финансовым условиям работы Ирак является весьма выгодной страной, а безопасность нефтедобычи там научились обеспечивать даже в условиях войны. Сложно сказать, насколько «Лукойл» равноценен интересам России, и не стоило ли попытаться вытащить оттуда деньги, но сделка не выглядит бессмысленной.
Противоположно выглядит ситуация со списанием долга Монголии (11 млрд долларов). Дело в том, что российские компании давно интересовались местными запасами угля, меди и урана. Но монгольские партнеры не торопились выполнять обещания. В итоге корпорация «Ростехнологии» была вынуждена продать даже имеющиеся 49% в совместных предприятиях «Эрдэнэт» и «Монголросцветмет».
Абсолютным безумием оказалось списание ливийского долга (4.5 млрд долларов). Начнем с того, что только зарубежные активы Ливии при Каддафи составляли не менее 20 млрд. То есть погасить долг Каддафи мог, но банально не хотел. Вместо этого России пообещали контракт на строительство железной дороги, нефтяные месторождения и покупку оружия – два последних проекта остались на бумаге из-за свержения диктатора и гражданской войны. А вот железную дорогу начали строить. Теперь она заброшена, а убыток РЖД составил 500 млн долларов. «Газпрому» обещали участие в разработке крупного месторождения Elephant. И где теперь это участие?
В 2005 году Россия списала режиму Башара Асада почти 10 из 13 млрд долгов. Взамен речь шла об участии российских компаний в разработке нефти на востоке страны и закупках российского оружия. Асад – один из давнейших борцов с «коллективным Западом» и «друзей СССР», наряду с Кубой, Вьетнамом и Северной Кореей. Однако ничего покупать он не стал, и Россия теперь поставляет ему все бесплатно, неся огромные прямые материальные убытки из-за начавшейся там войны.
Чуть лучше ситуация с долгом Алжира. Этой богатой газом стране в 2006 году зачем-то полностью списали государственный долг в 4.7 млрд долларов. Взамен Алжир обещал закупить оружия на сопоставимую сумму.
Относительно неплохо сложилась судьба крупного долга Индии. В 1993 году Индия согласилась выплатить в течение 12 лет 7.5 млрд долларов, а еще 4.5 млрд – в течение 40 лет. Долг выплачивается преимущественно не живыми деньгами, а товарами и активами, но главное – хотя бы выплачивается.
Таким образом, Россия суммарно списала более 130 млрд долларов советских долгов. Да, некоторые из них были безнадежными (например, выданные многочисленным африканским странам, которые мы и не упоминаем), но далеко не все.
Путинские дотации иностранным государствам
Списывает Путин и уже новые, выданные им кредиты. Так, в 2013 году российский президент списалКиргизии долг в 500 млн долларов. В разгар финансового кризиса, в декабре 2014 года, списывается 875 млн долларов долга Узбекистана. Управляемая коммунистами советского типа Венесуэла получаеточередные миллиарды долларов кредитов, просрочив выплату старых. Возврат этих денег правительством, которое придет на смену коммунистам, сомнителен.
Несмотря на тяжелую ситуацию в собственной экономике, Россия продолжает масштабное кредитование иностранных государств. Например, богатый нефтью и газом Иран, с которого сняли санкции (на чем Россия как экспортер нефти лишь проиграла), получает от Путина кредит в 2.5 млрд евро на улучшение инфраструктуры. Видимо, в России с инфраструктурой все проблемы уже решены. Крайне сомнительны огромные кредиты, которые выделяются под строительство АЭС в других странах. Да, это правда, что атомщики многих развитых стран кредитуют потребителей своих услуг. Но одно дело Финляндия или Венгрия, а другое дело Египет, которому выдается кредит в 25 млрд долларов на 22 года. Я бы лично не поручился за то, что это государство вообще будет существовать в нынешнем виде, а не под властью очередного «исламского государства». Это же касается и кредита на 11 млрд долларов Бангладеш.
Только отказ от кредитования зарубежных стран принес бы в бюджет 4 трлн рублей. Эта сумма практически эквивалентна годовым социальным расходам 140-миллионной России (4,4 трлн рублей в 2016 году). А если к этим 4 трлн мы добавим, например, сокращение расходов государственных компаний на 10% (2 трлн в год), возврат военных расходов на уровень 2011 года (1.5 трлн рублей в год), выплату 50% прибыли по МСФО в качестве дивидендов государственными компаниями (450 млрд рублей), сокращение расходов на государственный аппарат на 30% (600 млрд в год), отказ от государственного финансирования СМИ (80 млрд рублей в год), то мы увидим, что можно удвоить все социальные расходы федерального бюджета не только на один год, но и на будущее.
Вернемся к тому, с чего начали. Цель всех этих инвестиций – расширение политического контроля Владимира Путина, которому давно уже мало одной страны, и который мечтает о мировом признании (правда, движется относительно большинства стран в противоположную сторону).
Как недавно Дмитрий Медведев ответил пенсионерке из Крыма, пожаловавшейся на пенсию в 8 тысяч рублей (чуть более 100 евро), – «Денег нет». Но, как говорилось в советском анекдоте, на вопрос будут ли деньги при коммунизме, верный диалектический ответ состоит в том, что у кого-то будут, а кого-то нет. У «братских народов», и самое главное «братских правителей», деньги за счет России будут, а у населения России – нет.
Сергей Жаворонков, заместитель председателя партии Демвыбор.
Источник: http://intersectionproject.eu/ru/article/economy/na-mirovuyu-revolyuciyu-dengi-est-vy-derzhites