Вопрос выборности губернаторов превратился в настоящее проклятие для действующей власти. Когда Путин в 2000 г. начинал наступление на права губернаторов, закончившееся отменой их выборности в 2004-м, он помнил прежде всего об опыте 1999-го и о том, какую опасность для президента может представлять губернаторская фронда.
Однако события последних лет, и в особенности выборы в Госдуму, показали: отмена губернаторских выборов стала крупнейшей стратегической ошибкой российской власти, сильнее всего ударившей по обратной связи с избирателями. Первые же федеральные выборы, к которым страна подошла с 2/3 губернаторов-назначенцев, никогда не избиравшихся, показали полную неспособность последних наладить нормальный диалог с населением, выразившуюся в беспрецедентном для путинской России протестном голосовании в декабре.
Внесение проекта закона о восстановлении губернаторских выборов — реакция именно на протестное голосование в регионах. Власть прекрасно поняла, что пошатнувшаяся легитимность, напрямую связанная с отменой губернаторских выборов и массовым откомандированием в регионы назначенцев, не имеющих стимулов работать в интересах населения, грозит ей тяжелейшими политическими последствиями.
Сейчас закон о восстановлении губернаторских выборов подвис, и у власти в этом вопросе нет хорошего выбора — любой шаг ведет к проигрышу. Если прямые выборы будут восстановлены в достаточно свободном формате, это придаст региональным властям дополнительный источник легитимности и создаст реальную перспективу возникновения независимой губернаторской фронды против слабеющей федеральной власти, как в 1999 г. Ну а если власть попытается подстелить соломки в виде разнообразных фильтров, призванных не допустить неугодных кандидатов до выборов, то это ослабит легитимность глав регионов и лишит смысла косметический ремонт системы их назначения.
Регионального избирателя не проведешь. Как бы ни легитимировали процедуру приведения на губернаторский пост безразличного к региону назначенца, люди его не примут. Особенно если в регионе есть харизматичные и пользующиеся доверием избирателей политики, которых до выборов не допустят.
Лихорадочное досрочное переназначение глав регионов перед принятием нового закона — иллюстрация паники властей на фоне описанной выше дилеммы. В этой ситуации особое значение приобретают выборы региональных заксобраний. Например, Ярославская область, где таковые состоятся через год и где недавно на выборах мэра областного центра победил оппозиционер Евгений Урлашов с результатом 70%, может стать первым регионом в России, где контроль над заксобранием получит оппозиция, а присланный из центра губернатор (любой) может быть смещен. Впервые после отмены прямых губернаторских выборов.
Вот вам и стратегия действий для оппозиции на ближайшие годы.
Владимир Милов, председатель РОО «Демократический выбор»