Владимир Путин не дал «Газпрому» дополнительно увеличить внутренние цены на газ еще на 26% в IV квартале, призвав «искать внутренние резервы» для выплаты повышенного НДПИ. «Газпром» хотел по привычке прокатиться на волне «любимчика правительства»: полностью переложить повышение налога на добычу газа на внутренних потребителей, сохранив неприкосновенной свою плановую прибыль. Но Путин достаточно жестко одернул своих традиционных фаворитов. Впервые на моей памяти.
Прежде аналитики инвестбанков призывали не беспокоиться по поводу прибыли «Газпрома», утверждая, что повышение цен на газ для российских потребителей скомпенсирует рост налогообложения монополии. Раньше так всегда и было. В 2012 году увеличение внутренних цен отложили до 1 июля, но останавливаться никто не собирался: несмотря на все зигзаги экономической политики, одно обязательство Путин всегда и при любых обстоятельствах выполнял твердо. Речь идет о программе доведения внутренних цен на газ до паритетного уровня с ценами европейских контрактов «Газпрома», которая была утверждена постановлением правительства от 28 мая 2007 года №333 и с тех пор хоть и с задержками, связанными с выборными периодами и кризисом, но все же выполнялась.
В результате действия этой программы средние внутренние цены на газ для российских потребителей (без НДС) выросли, по данным «Газпрома», с $50 за 1000 кубометров в 2007 году до свыше $90 по итогам 9 месяцев 2011 года. Но это средние цены. Основные потребители платят больше: например, электроэнергетическим компаниям уже в 2010 году газ обходился около $100 за 1000 кубометров, в прошлом – цена превысила $100. «Целевой ориентир» на данный момент – цена, рассчитанная от европейской контрактной цены методом вычитания транспортных издержек – около $150 за 1000 кубов.
В свою очередь, спор между Минфином и «Газпромом» о необходимости увеличения НДПИ ведется с 2004 года: тогда были резко повышены налоги на нефтедобывающую отрасль, а «Газпром» благодаря личному покровительству Путина такой участи избежал. Это привело к возникновению неприличного и не объяснимого никакими объективными причинами разрыва: например, в нефтянке в 2011 году НДПИ составлял около $22 за баррель, а в газовой отрасли – $1.
В последние годы НДПИ начали потихоньку повышать, он вырос с чуть более $4 за 1000 кубометров в 2010 году до чуть более $7 сегодня. Но и такие невысокие темпы роста налога «Газпром» умудрялся полностью компенсировать увеличением внутренних цен. Явно рассчитывая и дальше продолжать в том же духе.
Похоже, этому наступил конец. Два различных тренда путинской экономической политики – с одной стороны, полное покровительство «Газпрому», а с другой, желание удерживать под контролем цены на базовые потребительские товары – вступили в клинч. Путин не может не знать, что по всем опросам общественного мнения, рост тарифов на услуги ЖКХ является одной из главных проблем, вызывающих недовольство россиян. А увеличение цен на газ, в свою очередь, – одной из ключевых причин этого роста (прежде всего через влияние на цены на электроэнергию). Путин впервые перестал безоговорочно поддерживать «Газпром».
Для «Газпрома» это означает перспективу всерьез задуматься о поиске внутренних резервов повышения эффективности. Не только о сокращении операционных затрат (в последние годы в расчете на кубометр добытого газа росли почти все статьи, особенно оплата труда), но и о переосмыслении умопомрачительных планов капитального строительства, где раньше исповедовался принцип «мы за ценой (и экономической целесообразностью) не постоим», а удельные издержки строительства кратно превышали международные аналоги.
Но, самое главное, путинский окрик поставил под сомнение одну из главных посылок экономической политики в газовой отрасли последнего десятилетия: а надо ли дальше повышать внутренние цены на газ такими же темпами, как раньше?
Действительно большой вопрос. Когда газ стоил на внутреннем рынке $50, а в Европе почти $300, такой вопрос не стоял: инвестиции в новые газовые месторождения балансировали на грани рентабельности. Но рост цен на газ в России в последнее время был существенным, а стабилизация цен в Европе в результате развития конкуренции, увеличения поставок СПГ и т.п. существенно сократила «вилку» между внутренними и европейскими ценами, до каких-то $50 за 1000 кубометров (см. выше). Может, пора остановиться?
В начале нулевых, когда в правительстве обсуждались различные концепции развития газового рынка и реформы «Газпрома», с Сергеем Чернавским из ЦЭМИ мы делали прикидочный расчет вероятных цен газа на конкурентном рынке. Он мог бы в России сложиться, если бы не было монополии «Газпрома», а за потребителя конкурировали бы несколько крупных независимых газодобывающих компаний. По разным сценариям, не получалось выше $60–80 за 1000 кубометров – издержки низкие, конкуренция могла бы быть высокой. Эти расчеты, собственно, и легли тогда в основу идеи реструктуризации «Газпрома» и создания в России конкурентного рынка газа.
Идею разделения «Газпрома» Путин решительно зарубил, и вместо нее была принята программа повышения цен без повышения эффективности газовой монополии, закрепленная уже упомянутым постановлением №333. Была установлена привязка внутренних цен на газ к самому дорогому из международных ориентиров – долгосрочным контрактам «Газпрома» по поставкам газа в страны континентальной Европы. Хотя на том же спотовом европейском рынке, рынках Британии, США, Канады газ традиционно стоил существенно дешевле.
Достигнув $100 за тысячу кубометров, внутренние цены на газ в России начали существенно кусаться. Они же загнали в угол рынок электроэнергии – ожидавшейся в результате энергореформы стабилизации цен на электричество не произошло (хотя на это повлияли и другие факторы, газовый среди них – далеко не последний).
Надо ли продолжать повышение внутренних цен на газ? Даже если взять за ориентир довольно высокие издержки добычи газа на новых месторождениях – скажем, $20 за 1000 кубометров на скважине – и довольно высокую стоимость транспортировки ($2 за прокачку 1000 кубометров на 100 км, что при среднем плече транспортировки в 2500 км грубо означает $50 за 1000 кубометров) – получается, что $100 за 1000 кубометров является очень прибыльной ценой. Похожие цены сейчас, скажем, в США и Канаде.
Не очень понятно, почему в России, крупнейшем производителе природного газа, внутренние цены должны особенно сильно отличаться от американских. Административная линейка доведения цен на газ до уровня европейских контрактов не дает возможности честно нащупать их объективный уровень, тем более, что «Газпром» навстречу требованиям европейских контрагентов уже активно пересматривает контрактные формулы с целью понижения цен. Определить справедливый уровень внутренних цен на газ сможет только рынок – при условии демонополизации «Газпрома». А практику регулярного повышения цен для российских потребителей административным способом пора прекращать – это благотворно отразится и на энергорынке, и на тарифах ЖКХ, и на экономике, и на благосостоянии граждан.
Владимир Милов, председатель РОО «Демократический выбор»
Опубликовано: Slon.ru
Фото: РИА Новости