10 сентября в Москве состоятся выборы в муниципальные собрания (за исключением территории Новой Москвы и района Щукино). Их специфика в том, что в отличие от всех предыдущих случаев, они пройдут без привязки к федеральным выборам. Это может означать, по опыту других регионов, крайне низкую явку (10-20%). Несмотря на незначительные полномочия депутатов (бюджеты муниципальных образований составляют лишь 0.1% консолидированного бюджета Москвы), они все же есть: это и согласование застройки небольших объектов, и участие в приемке работ по благоустройству, наконец, важно и мнение собрания в вопросах строительства ТПУ, платной парковки и так далее – Собянин любит ссылаться на «мнение москвичей», и набитое главврачами-директорами школ собрание, конечно же, будет поддерживать любые варварские инициативы мэрии. Если же в собрании будет большинство независимых депутатов, то можно заблокировать многие ненужные и неудобные для москвичей решения. Так, например, в Дорогомилово удалось заблокировать решение о строительстве гигантского ТПУ «Парк Победы», в Северном Бутово – многоэтажной гостиницы для мигрантов и так далее.
Мэрия придает выборам огромное значение. На каждый округ, кроме административного ресурса, выделен подряд крупным консалтинговым компаниям («Имидж-контакт», «КРОС» и т.п.). Игра идет всерьез. Например, активно используются спойлеры. Так, в Тимирязевском районе, где одной из важных проблем является борьба за сохранение местного парка Дубки от застройки, выдвинуты кандидаты от некоего ООО «Защитим парк Дубки» с должностями типа контролер и т.п. Как несложно понять, к району и Дубкам эти люди не имеют никакого отношения, один из них проживает в Коломне (!). В Дорогомилово существует общественный совет района, этот бренд широко известен жителям, но он не оформлен юридически – мэрия к выборам зарегистрировала юридически свой «общественный совет». Всюду на все места выдвинуты кандидаты от КПРФ, зачастую неизвестные местным коммунистам, а кроме того, кандидаты спойлерной партии «Коммунисты России», от ЛДПР и т.п.
Таким образом, наблюдается крайне высокая конкуренция – на одно место в 4-5 мандатном округе в среднем по 5 кандидатов. Тут важен не высокий процент, а консолидированный процент за одних и тех же, в условиях, когда прочие голоса разделятся. Мэрия избрала следующую тактику, которая часто применяется в регионах на выборах, не совпадающих с федеральными, но в новинку в Москве. Информация о выборах замалчивается, с тем чтобы до них не добрался критически настроенный избиратель, а ставка делается на индивидуальный привод либо зависимых от власти людей, либо стариков и инвалидов, находящихся на попечении органов социальной опеки. Причем скорее второе, чем первое – специфика Москвы в том, что мало кто работает по месту жительства, даже не в районе, а на территории небольшого муниципального округа. А вот работа социальной опеки активно использовалась всегда на всех выборах. Просто на федеральных это давало небольшой плюс, а в условиях низкой явки может оказаться решающим. Скажем прямо, большинство опекаемых находятся в плохом виде не только физически. Они легко склонны верить бредням про то, что, если не проголосовать за педросов, отменят пенсии, начнется ядерная война и т.п. – те старики, кто находится в здравом уме, фиксировали подобные звонки, причем, заметив нелояльное отношение, анонимы, звонившие на домашний, бросали трубку. Если же «клиент созрел», то ему предлагают отправиться на досрочное голосование, предлагая даже подвести его на машине или автобусе.
Досрочное голосование – еще одна специфика муниципальных выборах, на федеральных его нет (зато на муниципальных нет открепительных). Суть его в том, что люди голосуют, их бюллетень запечатывается в конверт, а потом вскрывается в день голосования. Но проблема в том, что, хотя во время голосования могут присутствовать наблюдатели, никто не может проследить, что с этим бюллетенем произойдет ночью. А что планируется, несложно понять по ситуации в Северном Бутово. Там вышедшая из-под контроля властей территориальная комиссия постановила запечатывать конверты специальными марками, которые невозможно незаместно вскрыть и запечатать обратно. В результате избирательный участок был разгромлен якобы случайно строительными рабочими, а досрочное голосование сорвано на второй день – педросы не уверены в лояльности даже тех, кого они привели за руку. Ранее в том же районе под руководством главы управы вечером ломом пыталась вскрыть сейф избирательной комиссии (!). Потому разумные кандидаты обеспечивают присутствие своих наблюдателей во все дни «досрочки». Ситуация с «досрочкой» разная в разных районах – где-то, как в Южнопортовом, на нее свозят автобусами, где-то приходит несколько человек. А в день выборов нужно будет несколько человек на участок, чтобы исключить агитацию не только на участке, но и во время голосования на дому (его предлагают инвалидам, больным и т.п., но по факту записывают в список всех кто родился позже определенного года рождения).
Кандидаты-педросы в большинстве районов не прячутся, в отличие от марта 2012 года, когда они все шли как независимые, и в итоге запутали и многих сторонников Путина. Они официально выдвинуты от «Единой России». Правда, есть и исключения вроде ярко оппозиционных районов типа Дорогомилово или Раменки, где они идут как самовыдвиженцы, указав членство в каких-то фейковых общественных организациях, недавно зарегистрированных. Кое-где наглецы указывают членство в общественных организациях с фразами вроде «против реновации» (!). В подавляющем большинстве своем это работники бюджетной сферы, преимущество отдается директорам школ, главврачам больниц, их замам, в отличие от прошлых выборов, где было много и околовластных коммерсантов, чьих-то родственников и т.п. То есть, педросы стремятся к тотальному контролю. Они либо вообще не издают агитматериалов (плакатов, газет, листовок), либо издают листовки, но не распространяют их по всем ящикам, а персонально вручают тому социально неблагополучному контингенту, который они «за руку» приводят и планируют приводить на выборы. Ведь, увидев плакат педроса, каждый избиратель поймет, что скоро выборы. А в районе Куркино отмечена вообще уникальная ситуация – педросы распространяют листовки оппозиционера Михаила Пескова, украденные ими во время избирательной кампании в Госдуму год назад, где сказано «Все на выборы 17 сентября», с тем чтобы запутать избирателей – сейчас Михаил в этом районе не баллотируется. Нет привычных объявлений на подъезде о дате и месте голосования. Избирательные комиссии «рубят» малейшую биографическую информацию кандидатов для вывесок на участках (многие, не зная кандидатов, определяются непосредственно на участке, почитав, кто такие кандидаты). Доходит до того, что педросы уничтожают официальные доски для агитматериалов. Вчера была доска – сегодня нету. Про такие технологии, как вытаскивание газет-листовок из ящиков, и упоминать не стоит. Крадут даже банеры с агитационных кубов.
Отдельно стоит сказать об угрозе голосования мигрантов. По закону, на муниципальных выборах могут голосовать постоянно зарегистрированные граждане стран, с которыми у РФ заключены официальные соглашения. Таких стран две – это Беларусь и Киргизия. И если белорусы особо не заняты в бюджетной сфере Москвы, то дворников-граждан Киргизии полно. Правда, большинство из них официальной регистрации не имеют. Пока, на досрочном голосовании, толп киргизов не отмечалось. Но не исключено, что власти готовят этот сюрприз на день голосования.
Таким образом, главное, что сейчас нам нужно – это явка. Большинство кандидатов-оппозиционеров сами активно агитируют, ходят ножками, учитывая то, что округа маленькие. Кстати, небольшим утешением им служат забавные картины из жизни наших подъездов. Есть, правда, и редкие примеры забавных людей, которые в последнюю неделю агитации уезжают на отдых (!) – буду крайне удивлен, если из изберут, и уже удивлен, зачем они выдвигались. Агитируйте всех своих друзей и родственников, прописанных в Москве, идти на выборы. Еще не поздно напечатать и разнести листовки – перечисляйте симпатичным вам кандидатам деньги, но помните, что максимальное пожертвование от физлица в фонд кандидата маленькое – 2 тыс. рублей. Связывайтесь с кандидатом напрямую, и там сами понимаете, или дробите пожертвования на разных физлиц. Записывайтесь в наблюдатели – хотя участков у кандидата немного, но на каждый участок нужно два человека, на сам участок и на выездное голосование, которое длится полдня.
И наконец, будем благодарны тем политикам, которые оказали существенную финансовую, юридическую и организационную помощь многим кандидатам. Это, прежде всего, Дмитрий Гудков и партия «Яблоко». Ими же выдвинуто и поддержано и максимальное количество кандидатов. Партия «Парнас», хотя менее активно, тоже участвует в этих выборах. И пусть чирий вскочит на лбу, а благодарные кандидаты вспомнят, кто их топил своим бойкотом, у кое-кого еще, сильно оппозиционного.
Другие новости по теме:
|